Ethno Ballet: как хореограф из Казахстана создала уникальный стиль танца
Диана Салимгиреева
20 октября 2021
Ещё в 12 лет я представляла себе, что когда будут идти титры в конце фильма с моим участием, то люди будут успевать прочитать моё имя. Или же когда меня будут представлять на сцене – будет коротко, звучно и быстро запоминаться. Уже тогда я задумывалась об артистической карьере.
Танцы я любила всегда, даже в несознательном возрасте. Мама говорит, что танцевала я даже тогда, когда ещё хорошо не стояла на ногах. Сколько себя помню, я всегда танцевала легко, с удовольствием, без стеснения. Когда были тои, танцевала и собирала кучу шашу. Денег было настолько много, что они не влезали в мои маленькие ручки и приходилось собирать шашу в подол платья. Танец всегда был для меня чем-то естественным, уже в детском саду я давала маленькие сольные концерты. Помню один интересный момент: девочка в садике не хотела танцевать, боялась, плакала, а я смотрела на неё и думала: «Как можно плакать и не хотеть выходить на сцену?»
Но мы жили в Актау, это было далеко от столицы, я не могла пойти в хореографическое училище. Порой даже в местные танцевальные школы я не всегда могла пойти, потому что финансово моей семье было непросто. Хочу поблагодарить своего педагога Серика Сариева, руководителя ансамбля «Жорга», который многому меня научил. Он увидел во мне потенциал и оставил в коллективе, не взяв оплату за занятия. Кстати, хочу отметить, что во Франции существует «умная» система: оплата за обучение детей идёт в соответствии с зарплатой родителей. Родители получают мало – соответственно, за школу платят мало или могут даже вообще не платить. Мне кажется, это справедливо, так все дети могут обучаться на равных. В Казахстане же в моё время многие дети не могли себе позволить (да и в нынешнее не могут) ходить на уроки танцев или музыки.
Ethno Ballet – это мой авторский стиль, который я создавала с детства. Хотя саму компанию я создала в 2013 году, идею, стиль и концепт танца я вынашивала очень долго. Самый первый инсайт у меня возник в детстве, лет в одиннадцать. Я читала исторические романы (помогла моя школьная любовь к истории Казахстана) и, когда читала про шаманские танцы, представляла в голове огонь, амазонок, шаманок, ритуальный танец перед войной, который выполняли царицы и вожди племён. Тенгрианская и номадическая культуры необыкновенно меня вдохновляли. И вкупе с балетом, который я тоже обожала, я почему-то представила, что эти два мира необходимо соединить, что это будет невероятно.
Это не просто пустая красота движений, в этом есть смысл. Шаманы танцевали, чтобы лечить, просить победу у духов, дождь во время засухи – в танцах всегда был смысл.
Мне бы хотелось сделать мировое шоу, проехать с ним по миру. До пандемии я неоднократно гастролировала по всем городам Франции, была в Стокгольме, Лондоне, Латвии. Но вот в Казахстане я ещё ни разу не представляла свои спектакли, планируем в 2021-м в Актау, надеюсь, всё получится.
Моя жизнь поделена на две части – артистическая деятельность, включающая в себя спектакли и фильмы, и педагогическая. Спектакли и фильмы – абсолютно разные жанры, но я обожаю и то и другое. Я обожаю быть на сцене и делать спектакли для сцены. Это бешеная энергетика, когда ты соприкасаешься с живым залом, когда от аудитории идёт посыл.
Я выпустила несколько короткометражек, одна из последних – «Киели би», которую мы снимали в Мангыстау, а одну из сцен – на горе Бозжыре. Поэтому, когда некоторое время назад шла компания по «развитию туризма» и там хотели построить отель, я лично выступала категорически против. Мы даже провели митинг в Париже в поддержку Бозжыры, это был мой первый митинг в жизни, честно, я сама от себя этого не ожидала. Такого рода объекты, как отель, убьют первозданный облик этого места, ради которого все туда и едут. Это не развивает, а убивает природу. К тому же все экологи в один голос твердят, что вся фауна, флора и почва будут разрушены и отель строить нельзя. Подальше – без проблем, но минимум в 30-40 км от клыков. Я очень надеюсь, что здравый смысл возьмёт верх и люди «сверху» прислушаются к экологам, активистам, к людям, которые очень любят свою родную землю. Я вообще сама тенгрианка и считаю, что экология и сохранение природы – это самое важное для Казахстана и всей планеты!
Для всего, что я делаю, я черпаю вдохновение в нашей номадической культуре. Будучи казашкой, тенгрианкой, я всегда помню о своих корнях и считаю, что успеха можно добиться, только оставаясь собой, а также будучи честной и аутентичной.